Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2019 № 5 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2019.70.77.015
УДК: 378
ББК: 74.484(2)738.8
Наталья Павловна Шитякова ORCID
Доцент, ЮУрГГПУ, профессор кафедры педагогики, психологии и предметных методик
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Ирина Валерьевна Верховых ORCID
ЮУрГГПУ, доцент
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
И. В. Забродина ORCID
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ К ПРЕПОДАВАНИЮ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Аннотация

Введение. В статье раскрываются проблемы повышения квалификации учителей, преподающих курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в общеобразовательной школе [1].

Цель статьи — на основе анализа опыта подготовки учителей к ведению курса ОРКСЭ уточнить структуру программы профессиональной подготовки педагогов к преподаванию данного курса и сформулировать основные положения, которые необходимо учитывать при ее разработке.

Материалы и методы. Для достижения цели были использованы такие методы, как анализ научной литературы, опрос участников исследования, метод контент-анализа.

Результаты. На основе анализа научно-методической лите-ратуры; мнения и предложений учителей, прошедших курсы повышения квалификации учителей по проблемам преподавания ОРКСЭ; контент-анализа конспектов и технологических карт уроков уточнены планируемые результаты реализации соответствующей образовательной программы, дано описание ее модулей и сформулированы основные положения, которые необходимо учитывать при их разработке.

Обсуждение. Сложившийсяв течение нескольких лет опытсовместной работыЮжно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета и Челябинской епархии по повыше-нию квалификации учителей ОРКСЭ и проведенные исследования стали основой для совершенствования соответствующей программы.

Ключевые слова

основы религиозных культур и светской этики, содержание процесса повышения квалификации, духовно-нравственное воспитание

Основные положения

– программа повышения квалификации учителей ОРКСЭпредставляет собой совокупность трех модулей: культурологического, аксиологического и методического, отличительной особенностью которых является дифференциация, как содержания, так и методов повышения квалификации в зависимости от степени готовности педагогов к преподаванию модульного курса.

Цитировать публикацию

Шитякова, Наталья Павловна  АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ К ПРЕПОДАВАНИЮ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» [Текст] / Наталья Павловна Шитякова, Ирина Валерьевна Верховых, И. В. Забродина, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2019. — №  5. — С. 214-230. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.70.77.015.

Библиографический список

1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ : принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 дек. 2012 г. : одобрен Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 дек. 2012 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] : утвержден приказом Министерства образования и науки Рос. Федерации от 6 октября 2009 г. N 373. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М. : Просвещение, 2014. – 26 с.

4. Шитякова Н. П. Психолого-педагогические основы преподавания предметов духовно-нравственной направленности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. № 1. С. 109–116.

5. Уайханова М. А., Ушакова М. Н. Развитие культурологической позиции личности в условиях поликультурного образования // Science for Education Today. 2019. № 2. С. 200–214.

6. Розина О. В. Ключевые и предметные компетенции в мировоззрении и самосознании преподавателей «православной культуры» // Вестник ПСТГУ. 2011. Вып. 3 (22). С. 10–11 (Серия «Педагогика. Психология»).

7. Дивногорцева С. Ю. Преподавание религиозной культуры в современной школе: проблемы и перспективы // Нива Господня : вестник Пензенской духовной семинарии. 2017. № 3 (5). С. 105–112.

8. Орлова О. Н. Опыт организации повышения квалификации учителей религии в земле Северный Рейн-Вестфалия (Германия) // Известия Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена : научный журнал. 2007. № 11 (32). С. 337–345 (Серия «Аспирантские тетради»).

9. Актуальные вопросы преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)» : типовая (примерная) дополнительная профессиональная программа (повышение квалификации). М. : ФГАОУ ДПО «АПК и ППРО», 2016. –124 с.

 

10. Ушакова Н. Н. Многоуровневая модель непрерывного повышения квалификации педагогов курса «Основы религиозных культур и светской этики» // Непрерывное педагогическое образование : научно-практический журнал. 2019. № 1 (1), С. 42–48.

11. Денисов А. М. «Основы православной культуры» в школе: проектирование педагогического процесса : учебно-методическое пособие. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2013. – 171 с.

12. Шевченко Л. Л. Основы православной культуры. 4 класс : методическое пособие для учителя. М. : Издательство «Центр поддержки культурно-исторических традиций». 2018. – 176 с.

13. Hilger G., Hrsg. Cybertz H.G. (2001), “Was soll ich lernen ― Inhalt des Religionsunterrichts (zusammen mit S. Leymgruber)”, Religionsdidaktik (Leitfaden für Studium, Ausbildung und Beruf), München, ss.168–179.

14. Hilger G., Hrsg Cybertz H.-G. (2001), “Blick durch den Zaun ― Religionsunterricht in Europa”, Religionsdidaktik (Handbuch für Studium, Ausbildung und Beruf), München, ss.101–104.

15. Кураев А. В. Основы православной культуры. 4 класс : учебное пособие. М. : Просвещение, 2018. – 144 с.